Простые геометрические фигуры - Группировка фигур
Игра "Группировка геометрических фигур"
В задании ребенку нужно сгруппировать простые геометрические фигуры по определенному признаку. Например, цвет, форма, размер . Цель задания: развитие логико-математических способностей (освоение операций анализа и синтеза).
Формирование элементарных математических представлений предполагает собой знакомство с геометрическими фигурами и их свойствами. Знакомство с геометрическими фигурами является одним из самых важных направлений подготовки дошкольника к школе. Когда ребенок начинает различать геометрические фигуры? Уже к 3-4 годам ребенок начинает различать геометрические фигуры такие как квадрат, круг и треугольник, которые резко отличаются по своей конфигурации. К 3-м годам дети усваивают названия форм: круглый мяч, квадратная коробка. Фигуры воспринимаются как игрушки, чтобы строить дом, поезд и т. д. Поэтому в числе предметов для дидактических игр обязательно должны быть геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. У детей пятого года жизни формируются более сложные геометрические фигуры такие как: прямоугольник, овал. Дети сравнивают их с уже знакомыми фигурами: круг – овал, квадрат – прямоугольник. Ребенок уже умеет находить форму в предмете, например, тарелка похожа на круг, треугольник похож на кусок отрезанного сыра и т.д. Помимо этого ребенок умеет делить фигуры на равные части самостоятельно или при помощи педагога. Дети 6-7 лет узнают о том, что геометрические фигуры можно условно разделить на две группы: плоские (круг, квадрат, прямоугольник, ромб, овал, трапеция, треугольник) и объемные (куб, шар, цилиндр, параллелограмм). Также дети умеют обследовать форму, выделять характерные особенности, находить сходство и отличие предметов. Какие трудности может испытывать ребенок с ЗПР в овладении представлений о геометрических фигурах? Дети с ЗПР 5-7 лет, как правило, слабо распознают геометрические формы и фигуры, испытывают трудности нахождения заданной формы в окружающей обстановке, не различают объемные и плоскостные фигуры. Кроме того дети с ЗПР могут не узнавать знакомые геометрические фигуры, как и предметы если они предъявлены в непривычном для них ракурсе, например, в перевернутом положении или при плохом освещении. Особенно они затрудняются в различении круга и овала, квадрата и прямоугольника. Треугольник же им дается более легко, чем всё выше перечисленное. Различие таких геометрических фигур, как ромб, куб, шар, конус, цилиндр происходит лишь в школьном возрасте. Таким образом, из-за снижения познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР имеются особенности в формировании геометрических представлений, что может создавать значительные трудности в овладении математическими представлениями в начальной школе.
Учитель-дефектолог: Иванова Н.А. |