Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.
Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети примеряют на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его. То есть это в некотором роде театральное представление. Дети вживаются в свою роль и ведут себя так, как видят своего персонажа со стороны.
Суть сюжетно-ролевой игры заключает в придумывании ребёнком вымышленной ситуации, выборе атрибутов и действии в соответствии с замыслом.
В дошкольном детстве игра носит воспитательный характер: с её помощью формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности. Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе). Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками — разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации. Игра практически с древних времён выступает как форма обучения.
Таблица: задачи сюжетно-ролевой игры по возрастной категории детей
Возрастная категория детей
|
Задачи
|
3–4 года
|
- Формирование умения действовать в соответствии с предложенным сценарием.
- Развитие фантазии, способности придумывать простой сюжет в условиях вымышленной ситуации.
- Обогащение активного словарного запаса.
|
4–5 лет
|
- Развитие коммуникативных способностей.
- Формирование умения самостоятельно распределять роли, подбирать предметы для игры.
- Обогащение социального опыта детей (правила поведения в библиотеке, магазине, общественном транспорте, поликлинике и т. д.).
- Развитие навыка диалогической речи.
|
5–6 лет
|
- Развитие умения самостоятельно определять правила, импровизировать во время игры.
- Побуждение к использованию образов и сюжетов художественных произведений в играх (из сказок и рассказов, фильмов и мультфильмов).
- Активизация диалогической речи.
|
6–7 лет
|
- Развитие творческих способностей детей: желание использовать в игре музыкальные инструменты, добавлять элементы танца, пения.
- Создание устойчивого интереса к профессиональной деятельности взрослых (игры в сотрудников полиции, спасателей, врачей, космонавтов, учёных и т. д.).
- Создание мотивации к изготовлению декораций и атрибутов для будущих игр.
|
Воспитатель 1 категории Пахомова С.А
|